Как составить текст вакансии, который привлечёт кандидатов
Успех вакансии зависит от нескольких слагаемых, в числе которых и достойные условия труда, и бренд работодателя, и даже
Какой должна быть структура вакансии
Название вакансии должно напрямую отражать функционал должности, быть понятным и достаточно коротким (не более четырёх слов). При этом стоит избегать:
• Размытых формулировок
Первое, что видит пользователь, просматривая результаты поиска, это название позиции. Если оно сложное и непонятное — объявление просто пропустят.
Если вам нужно соблюдать штатное расписание в вакансиях, обозначьте в скобках направление деятельности — «Младший специалист (финансовый отдел)».
• Общих названий без уточнений
Соискатель должен сразу понимать, насколько подходит ему должность — не «Менеджер по продажам», а «Менеджер по продажам автозапчастей».
• Творческого подхода
По опыту hh.ru, креативные названия снижают конверсию объявления, пишите как есть — не «Бог кухни», а «Шеф-повар».
• Английского языка в названиях позиций в российских компаниях
Как правило, соискатели на российском рынке труда ищут вакансии на русском языке. Но есть исключения, например «SMM-менеджер».
Уровень дохода отражается в поисковой выдаче, а значит, влияет на мнение соискателя: ознакомиться с предложением подробнее или нет.
Стоит отметить, что объявления без указанной зарплаты собирают меньше просмотров и откликов. Дело в том, что люди не хотят тратить время на непрозрачные предложения, поэтому просто пролистывают их. Это невыгодно и для самого работодателя: на позиции без фиксированного дохода откликается гораздо больше нерелевантных кандидатов, что замедляет процесс подбора.
Если у вас нет установленной суммы на определённую должность, обозначьте зарплатную вилку. Но будьте внимательны, слишком большой разброс, например «от 60 до 200 тысяч рублей», выглядит подозрительно.
Краткая информация о компании позволит соискателю узнать, чем она занимается, и понять, интересна ли ему эта сфера деятельности. Желательно уместить описание в пару предложений и отметить главные показатели: чего продукт добился на настоящий момент и каковы перспективы.
Подробнее о компании лучше рассказать на странице работодателя на hh.ru. Как правильно её оформить — читайте в этом материале.
Проведите анализ должностной инструкции будущего работника. Для этого разделите обязанности на:
• Ключевые
К примеру, для бухгалтера это расчёт, начисление, выдача и учёт заработной платы, занесение данных в бухгалтерские регистры и прочее.
• Второстепенные
Могут выполняться сотрудниками вне зависимости от роли — составление отчётности, взаимодействие с другими отделами и так далее.
Пропишите в вакансии только ключевые обязанности, но не более 5–7 пунктов. Бывает и так, что работодатель пытается добавить задачи «на вырост» или совместить функционал разных специалистов, но делать так не стоит, так как это может смутить кандидата и уменьшит количество откликов.
В требованиях нужно прописать только то, что действительно важно для выполнения ежедневных задач сотрудником и чему трудно обучить: специфичные знания, владение программами, знание языков. Остальные предпочтения лучше пропишите фразами «желательно» или «будет плюсом».
Требования к личным качествам, такие как «стрессоустойчивость», «амбициозность», «желание работать» обычно отталкивают, поскольку они не только довольно абстрактны и встречаются чуть ли не в каждом объявлении о работе, но и намекают на тяжёлые условия труда и переработки. Если это не так, не надо писать эти критерии на всякий случай.
Условия, которые компания предоставляет работнику, нужно «фильтровать» в зависимости от должности. Так, для ИТ-специалистов будут привлекательны удалёнка или релокация, перспективный проект и высокая зарплата. А для синих воротничков важны стабильность, регулярные выплаты и социальный пакет.
Следует сделать упор на том, чем вы отличаетесь от конкурентов: возможно, вы предлагаете участие в мероприятиях или бесплатное обучение в рамках специальности. Стандартные условия, такие как соблюдение ТК РФ, дружный коллектив и бесплатный чай, указывать не нужно. Это не сильные стороны, а то, что должно быть по умолчанию.
Условия, которые уменьшают отклики: нормы, планы, штрафы, жёсткий график, строгий дресс-код.
Что ещё можно уточнить в вакансии
Иногда должность предполагает нестандартный формат сотрудничества: удалённую работу или вахтовый метод. Есть три способа отразить эту информацию:
1. Поставить метку «Удалённая работа» или «Вахтовый метод», чтобы кандидатам было проще найти её через фильтры поиска.
2. Прописать формат работы в названии вакансии в скобках.
3. Рассказать в блоке «Условия» подробности о формате работы.
На hh.ru опция «Отклик без резюме» показывает контакты работодателя, чтобы с ним можно было связываться напрямую. Этот функционал лучше применять при подборе синих воротничков, среди которых есть кандидаты без резюме на сайте.
Если для будущего сотрудника может иметь значение состав коллектива, стоит написать некоторые подробности о нём. В частности, такие нюансы могут быть весомы для разработчиков, потому как от этого будет зависеть как их производительность (ввиду объёмов работы), так и настроение (программисты преимущественно держатся других технарей).
Что отталкивает соискателей в вакансии
❌ Сплошная пелена текста
У вакансии должна быть чёткая структура, которая позволяет соискателю понять суть работы, прочитав описание по диагонали. Дополнительно следует проверить текст на канцеляризмы, стоп-слова и «воду».
❌ Крайности
То, каким языком написана вакансия, отражает корпоративную культуру компании. Так, бюрократизированные организации склонны к сложным формулировкам и сухому тексту, стартапы же, наоборот, грешат заигрываниями с кандидатами и обещаниями «в космос полететь». И тот, и другой вариант могут отталкивать кандидатов, поэтому необходимо найти золотую середину: обращаться к будущему сотруднику просто, понятно, как при живом общении.
❌ Авторитарное обращение
В объявлениях о работе встречаются фразы, которые имеют негативную окраску и даже подразумевают дискриминацию:
❌ «Образование — строго МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ»
«Без опыта в рекламе не беспокоить»
«Строго со своим автомобилем»
Такие формулировки отпугнут не только нерелевантных специалистов, но и тех, кто вам нужен. Чтобы лучше понимать, что писать в вакансиях можно, а что нет, — прочитайте статью про дискриминацию.
❌ Проверки на внимательность
Не так давно на hh.ru развился тренд: работодатели стали прятать вопросы к кандидатам в тексте вакансии и просить ответить на них в сопроводительном письме. Их цель ясна — хочется получить отклики только от внимательных и заинтересованных. Но это лишь отпугивает кадры, ведь данная проверка никак не относится к деловым качествам специалистов.
❌ Тестовое задание при отклике
hh.ru даёт возможность добавить контрольные вопросы и мини-тест при отклике на объявление о работе. В некоторых случаях это действительно на руку работодателям, допустим, когда вы не успеваете разбирать отклики. В других ситуациях это действие будет снижать конверсию, особенно если компания не может предоставить высокий доход или не известна широкой аудитории.
❌ Капслок
Использование капслока (слово или фраза, написанное заглавными буквами) всегда воспринимается как повышенная эмоциональность и даже агрессия, что для делового взаимодействия недопустимо. Если вы хотите выделить какие-то факты — перенесите их в отдельную строку или примените жирный шрифт.
↩ На главную блога