Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

Быть продуктовым разработчиком QIWI — значит работать в культуре продуктового мышления, плоской иерархии и свободы решений, получать необычный ценный опыт для профессионального роста и создавать финтех-продукты, которые приносят ценность миллионам людей.

Кто такой продуктовый разработчик QIWI

В QIWI считают, что мышление продуктового разработчика расширяется из чисто технического и дополняется бизнесовым. Такой разработчик не только разбирается в версиях фреймворков, а умеет смотреть на продукт глазами клиента и понимать, для чего он его использует и как добавить ему пользы.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?Продуктовый разработчик не только пишет код, но и погружается в бизнес-требования к продукту, думает о том, какую ценность фича принесет конечному пользователю.
Александр Десятов, team lead в продукте «Выплаты таксопаркам», iOS-разработчик

В каких-то компаниях к продукту так относится только product owner (PO). В QIWI — вся продуктовая команда. Конечно, PO проводит интервью, изучает конкурентов и знает, какие фичи нужны продукту. Но разработчики видят, какие из них можно дать клиенту максимально быстро. Если они вникают в продукт и сценарии заказчиков, команда дает клиентам больше ценности.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?
Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?За счет глубокого понимания и изучения потребностей клиентов мы можем получить скорость разработки с сохранением необходимого уровня качества.
Например, нас перестало устраивать наше десктопное приложение. Рынок ушел вперед, и мы решили выпустить новую версию в вебе. Если бы мы просто скопировали всю функциональность, то эта задача заняла бы 12–18 месяцев. Мы же сконцентрировались на тех клиентских сценариях, которые жизненно важны клиентам, и спроектировали во многом новый продукт. Первую версию с сохранением основных клиентских сценариев выпустили через 4 месяца.
Евгений Ролдухин, team lead в продукте «Выплаты поставщикам металлолома», продуктовый разработчик

 

Продуктовые разработчики принимают всю ответственность за доведение результата спринта до пользователя. Она начинается, когда PO принес задачу для обсуждения, а заканчивается анализом пользы от выпущенной фичи: «Нет не твоей проблемы, когда это касается темы спринта».

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

...и почему он в форме Т

Продуктовая команда QIWI — это автономная единица, которая сама закрывает все свои задачи. Она формируется, исходя из компетенций, нужных для развития продукта. Ее основа — разработчики. Другие специалисты (дизайнер, скрам-мастер, тестировщики, аналитики) появляются, если задачи требуют их профильной экспертизы и есть загрузка на фултайм.

А если нет, разработчики закрывают смежные задачи за счет T-shape. Так называется модель развития как по основной специализации («вертикальная черта Т»), так и в смежных («горизонтальная черта»). Скажем, бэкенд-разработчик может прокачаться во фронтенде и UI до достаточного уровня, чтобы эффективно работать на стыке специализаций и быстро решать небольшие задачи в этих областях.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?Я бэкендер. Но, поскольку знаком с фронтом, лучше вникаю, как с моим кодом работают другие специалисты. Благодаря пониманию смежных областей растет скорость и качество разработки, есть видение, где можно и нельзя срезать углы, где излишне усложняешь код и как его сделать лучше, чтобы с ним было удобнее работать и легче сопровождать.
Евгений Ролдухин, team lead в продукте «Выплаты поставщикам металлолома», продуктовый разработчик

 

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

По опыту QIWI, если команда состоит из T-shaped специалистов, в ней лучше работается. Когда нет островков специализации, то нет и сложностей коммуникации между ними, и потерь информации на границах.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?Когда разработка iOS и Android у нас была разделена, мы с трудом понимали друг друга. Но мы объединились в фича-команды, перешли на продуктовый подход, стали немного затягивать себе «чужие» компетенции. Так нам гораздо легче договариваться и быстро выпускать фичу сразу на все платформы.
Алексей Казин, people-manager в продукте «Кошелек», продуктовый разработчик

Еще T-shape делает продуктовую команду стабильной. Разработчики перекрывают смежными компетенциями профили друг друга, и, если кто-то недоступен, команда все равно выполняет спринт. А если специалист хочет сменить направление, скажем, перейти из аналитиков в iOS-разработчики или из автотестирования в бэкенд-разработку, T-shape облегчает задачу.

T-shape формируется естественным образом, когда команде нужно нарастить компетенции для текущих или будущих задач.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?У нас в команде один фронтендер и несколько бэкендеров. Если фронт был занят, это тормозило релиз фичи. Поэтому бэкендеры прошли обучение и теперь, если нужно, сами пишут что-то несложное на React. Мы быстрее закрываем простые задачи и повышаем адаптивность разработки.
Еще строим матрицу компетенций для развития продукта, смотрим, по каким из них проседаем, и ребята, которым интересны те или иные компетенции, включают их в свой план развития.
Впрочем, T-прокачка в QIWI — дело добровольное: для узких экспертов тоже всегда есть важные задачи.
Евгений Ролдухин, team lead в продукте «Выплаты поставщикам металлолома», продуктовый разработчик

 

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

О продуктовой разработке в QIWI

1. Code as a Service: автоматизировать все, что можно

«Классическая автоматизация релизов — TeamCity, где разработчик жмет кнопку „Выложить на прод“, а инфраструктурная команда выпускает релиз и мониторит процесс, — поясняет Алексей Казин. — Мы идем к тому, что каждый разработчик сможет делать все это сам через выстроенный пайплайн, и готовим для этого автоматическую систему. В целом автоматизируем все, что можно, чтобы у продуктовых команд оставалось больше времени на исследования проблем пользователя, проверку гипотез, релизы и сбор обратной связи».

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?У нас есть выделенные команды Dev2Dev, которые занимаются задачами по развитию разработки. Это обычно что-то большое, инфраструктурное: внедрение UI Kit для веба на всю компанию, разработка портала со всеми ресурсами для разработчиков или объединение бизнес-логики для iOS и Android, так что теперь в разработке почти нет расхождений. В их работе больше всего R&D и нетривиальных технических решений.
Алексей Казин, people-manager в продукте «Кошелек», продуктовый разработчик

 

2. Общее владение кодом

Весь исходный код компании доступен каждому разработчику: можно ознакомиться и предложить улучшения, даже если это не твой продукт. Это помогает командам собирать обратную связь, ставить правильные вопросы и развивать продукт. «А еще, — смеется Александр Десятов, — когда несколько человек ориентируются в твоем коде, в отпуске тебя не дергают по каждой мелочи».

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

3. Плоская иерархия

Иерархии в QIWI нет: все общаются на «ты» и на равных, сотрудники сами определяют для себя способы достижения результата и могут отстоять свою точку зрения перед любым менеджером.

Решения очень часто принимаются децентрализовано. Скажем, если команде нужен внутренний сервис, она обращается к эксперту, который его предоставляет, а не ставит задачу сверху через менеджера. При этом команды сохраняют распределение ответственности по ролям. Разработчик может аргументировать свой способ решения бизнесовой задачи, обозначить риски, зависимости, обсудить с менеджером объем работы. А решение о приоритетности задачи принимает менеджер (PO, APO или техлид).

Каждый сотрудник и команда может напрямую предложить коллегам идею, обсудить вопрос, без формальностей обратиться за помощью и экспертизой или заглянуть в кодовую базу соседей и найти баг, если вдруг рушится интеграция.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

Продукты QIWI

Все знают флагманский продукт QIWI — Кошелек. Но вообще продукты QIWI пронизывают всю финансовую систему России и обеспечивают 156 млрд транзакций в месяц. Когда вы платите через крупнейшие банки, делаете покупки на маркетплейсах или заказываете такси, вполне возможно, что «под капотом» продукт QIWI. Вот некоторые из них.

QIWI Кошелек

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?Кошелек прошел путь от терминалов до онлайна, мобайла, разных вариантов чекаута¹ и собственного эквайринга². Сейчас мы помогаем людям легко решать задачи по оплате и переводу денег. Наша особенность — простота и большой выбор провайдеров, которых мы быстро подключаем.
Алексей Казин, people-manager в продукте «Кошелек», продуктовый разработчик

 

QIWI Выплаты поставщикам металлолома

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?Допустим, человек выгреб с дачи металлолом и принес его в пункт приема. Раньше ему заплатили бы налом, но в 2023 году наконец-то приняли закон о переводе огромного рынка (более миллиарда рублей) на безналичные платежи. К ним предъявляются особые требования. Например, всегда должен быть акт: кто сдал, что именно, на чем привез и т.д. Мы оформляем транзакцию по правилам регулятора и проводим выплату в удобной сборщику форме.
Евгений Ролдухин, team lead в продукте «Выплаты поставщикам металлолома», продуктовый разработчик

QIWI Выплаты таксопаркам

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?Большинство таксопарков работают через посредников, но для клиента это все не прозрачно. Клиенту хорошо: заказал такси — списались деньги. По факту это множество транзакций: от клиента — Яндексу, от него — таксопарку, а затем — таксисту на карту или счет. Последняя часть — как раз наша.
Самые творческие задачи у нас связаны с интеграцией продукта в систему QIWI. В платеже задействовано много компонентов (проведение платежей, сверка балансов, отчеты и т.д.). Поэтому нам нужно немного понимать бухучет, схему движения денег (платежи, комиссии и возвраты) и с учетом этого настраивать и автоматизировать работу продукта.
Александр Десятов, team lead в продукте «Выплаты таксопаркам», iOS-разработчик

 

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

Так работают в QIWI: современный стек, гибкость, самореализация

«У нас классический современный энтерпрайзный стек без динозавров и экзотики», — в один голос говорят Александр, Алексей и Евгений. Основные языки — Java и Kotlin. В мобильной разработке используются нативные iOS- и Android-решения. В вебе — «старый» React и «новый» MobX. Базы данных — в основном на PostgreSQL, а для мониторинга применяются Prometheus, Grafana и Zabbix. Поверх всего — системы автоматизации с пайплайнами, TeamCity.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?А бэкенд у нас — на микросервисах Spring Boot, по инфраструктуре — Kubernetes, Argo CD и вот это все. Кстати, инфраструктура и облако у нас свои. Микросервисы развернуты в трех собственных дата-центрах, для устойчивости поднято несколько инстансов. Так что в построении распределенной инфраструктуры у нас тоже большая экспертиза.
Евгений Ролдухин, team lead в продукте «Выплаты поставщикам металлолома», продуктовый разработчик

Работа продуктовых команд гибко строится по скрам. Скрам-мастера помогают адаптировать методологию, чтобы конкретная команда легко и удобно решала свои задачи. А команда адаптирует процессы под себя так, чтобы это было эффективно и удобно, без лишней бюрократии. Например, команда Александра Десятова применяет фреймворк LeSS³.

Благодаря автономии команд и плоской иерархии разработчики QIWI больше влияют на процессы. Скажем, PO может предложить фичу. Но, как ее делать и в каком спринте, решается на внутреннем обсуждении команды. В работе — тоже свобода решений.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?Никакой условный «архитектор всея QIWI» не принесет готовое ТЗ, а тимлид не микроменеджит, контролируя каждую строчку. Ты сам понимаешь, как и для кого делаешь фичу и почему именно так. Техническая реализация идеи — это всегда творческая работа продуктовой команды. Для нас с ребятами — это драйв, ответственность и самореализация!
Евгений Ролдухин, team lead в продукте «Выплаты поставщикам металлолома», продуктовый разработчик

 

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

Трудно ли стать продуктовым разработчиком?

Не трудно, если есть желание. Процессы QIWI помогают постепенно погрузиться в разработку. Сначала — курс по продуктовому подходу, скрам ритуалам, потом — обучение в деле. Когда вся команда фокусируется на том, как конкретная фича поможет клиенту, новый сотрудник тоже впитывает культуру продуктового мышления.

Подход QIWI подойдет тем, кто готов взять ответственность за свое развитие: погружаться в тему, спрашивать коллег, разбираться в документации. Если есть любознательность, самостоятельность и инициативность, то hard skills подтянутся — тем более что в QIWI отличные возможности обучения и коллеги-профессионалы.

Продуктовая разработка в QIWI: что особенного?

 

__________

¹ Чекаут — процесс оформления заказа в интернет-магазине, страница оплаты, которая предоставляет покупателю возможность выбора наиболее удобного способа платежа.

² Эквайринг — возможность для торгового предприятия принимать безналичную оплату товаров и услуг банковскими картами.

³ Large-Scale Scrum, сокращенно LeSS. Создатели этого фреймворка позиционируют его как «Скрам, применяемый ко множеству команд, работающих совместно над одним продуктом».