4 мифа об ИТ в госорганизации на примере ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора
ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва) — ведущая российская научная организация, которая изучает инфекции, разрабатывает методы их диагностики и лечения и активно применяет веб-решения для автоматизации как научных, так и прикладных задач. А более 100 разработчиков, аналитиков, тестировщиков, DevOps и других специалистов ИТ-департамента института создают высоконагруженные цифровые продукты федерального масштаба.
Цифровые решения института
Один из ключевых продуктов организации — SOLAR, платформа агрегирования результатов лабораторных исследований. Ее разработали в пандемию COVID-19 согласно Постановлению Правительства РФ № 452 от 27 марта 2021 г. Платформа обеспечила сбор и обработку результатов ПЦР из более чем 1500 медлабораторий в 85 регионах России. Затем на Госуслугах формировались QR-коды, подтверждавшие возможность поездок без риска заразить окружающих. За время пандемии было обработано 185 млн результатов — в пике до 900 тыс. в сутки! При этом среднее время ожидания результата на Госуслугах не превышало 15 минут.
SOLAR требовалось интегрировать с ИТ-системами ряда ведомств и обеспечить отказоустойчивость под высокой нагрузкой. Поэтому разработка платформы стала интересным вызовом для команды — например, были реализованы сервисы, распределяющие нагрузку между собой.
Платформа VGARus агрегирует результаты расшифровок генома возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний. Ее тоже запустили в период пандемии COVID-19 согласно Постановлениям Правительства РФ № 448 и № 2178. Десятки лабораторий, объединив усилия, смогли быстро собирать данные и точно определять штаммы COVID-19. Это помогло минимизировать распространение эпидемии. За разработку платформы VGARus команда института получила всероссийскую медицинскую премию «Призвание». Сейчас на платформу загружено более 310 тыс. последовательностей геномов и реализовано более 20 страниц для иных патогенов, с которыми работают более 50 секвенирующих организаций. Совместный анализ помогает выяснять происхождение и пути распространения опасных вирусов, чтобы создавать эффективные вакцины.
Команда разработчиков при реализации платформы плотно взаимодействовала с учеными и биоинформатиками. Совместно платформу удалось «научить» распознавать геноварианты — принадлежность каждого генома к тому или иному патогену стала определяться гораздо быстрее. Другое достижение — скорость: VGARus запустили всего через две недели после постановки задачи Правительством!
Помимо проектов государственной важности, у ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора есть коммерческие направления. Клиентам они дают возможность воспользоваться экспертизой авторитетного научного учреждения, а институту — средства на развитие научных направлений. Например, это Amplisense — производство лабораторных реагентов, которые поставляются в 50 стран, и CMD — федеральная франшиза диагностических лабораторий. Для последней разработана система автоматизации диагностических лабораторий от оформления пациента до выдачи результатов. Ее используют франчайзи, корпоративные клиенты и сам институт. Это очень современный продукт: микросервисы на Go, сервисы очередей, NoSQL/SQL-архитектура баз данных и так далее. Кстати, в медицинской разработке все взаимосвязано, и важнейшие «ковидные» проекты 2021 года выполнила именно команда, наработавшая экспертизу на этой системе.
Мифы о работе в госучреждении
На собеседовании кандидаты зачастую делятся опасениями о работе в государственном НИИ: «бюрократия», «архаичный стек», «медленные процессы». Но, когда новые сотрудники приходят в ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, оказывается, что все совсем по-другому:
Рассказываем о наиболее распространенных мифах и узнаем, как обстоят дела в реальности.
Миф № 1. Стек, задачи и инженерная культура
Миф. Архаичный стек и процесс разработки, скучные задачи.
Реальность. Стек ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора находится на одном уровне с известными ИТ-корпорациями. Например, разработка ведется на Go, TypeScript, PHP (Yii) и Vue.js. Используются лучшие практики коммерческих компаний: микросервисная архитектура, широкое использование виртуализации, контейнеризация (Docker и Kubernetes), PostgreSQL и Redis, OpenTelemetry, Elasticsearch, Rabbit MQ, Kafka, Prometheus и другие актуальные инструменты.
Задачи в компании тоже непростые, технологичные и интересные, например: организовать репликацию баз данных с минимальным временем простоя, бесшовно перенести работающий сервис в ЦОД, наладить выгрузку 3‑гигабайтного отчета или подключить serverless-технологии.
Медицинская специфика диктует особые требования: безопасная разработка, SRE и очень высокая отказоустойчивость под высокими нагрузками, с учетом которой проектируется и пишется каждый компонент. А системные инженеры и архитекторы получают опыт работы со сложной инфраструктурой: 4 геораспределенных дата-центра, более 500 виртуальных машин для сервисов и хранилище данных на 1,7 петабайт.
Есть и уникальные возможности.
Приоритет разработки в ЦНИИ не скорость, а качество кода. Есть CI/CD, практика код-ревью и качественное тестирование: ручные и автотесты, юнит-тесты и регресс-тестирование при изменении функциональности. Сотрудников не перебрасывают на новую задачу как можно скорее, а дают время продумать хорошее решение.
Миф № 2. Процессы в продуктовой команде и компании в целом
Миф. Забюрократизированные процессы и формализованные взаимоотношения.
Реальность. В основе рабочих процессов ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора лежат гибкие методологии, хотя требования к срокам и отказоустойчивости диктуют свои особенности. Когда-то разработка строилась на основе SCRUM, применяли двухнедельные спринты. Но пришел COVID, который не мог ждать по две недели до завершения спринта. Теперь используются Канбан и P3.Express — более вольный, но структурированный и эффективный стиль.
Самое частое опасение кандидатов перед «госами», что процессы будут медленными, негибкими и со множеством согласований. На самом деле, в организации высокая динамика разработки: внутренние заказчики ценят своевременные результаты по своим бизнесовым и научным задачам, поэтому делают все от них зависящее для ускорения и повышения эффективности процессов.
Преимущество ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора перед многими коммерческими компаниями — соблюдение баланса работы и личной жизни. Если в крупных корпорациях выход за пределы рабочего времени — обычная история, то в институте переработок почти нет (а если бывают, то по согласованию с самим сотрудником и, разумеется, оплачиваемые). Правда, во время разработки критически важных платформ в разгар COVID ИТ-специалисты института отдыхали не больше врачей, делая общее с ними дело.
Внутрикорпоративные процессы тоже достаточно гибкие.
Миф № 3. Условия и выплаты
Миф. Неконкурентные зарплаты, жесткий график без удаленки.
Реальность. На самом деле, все вышеперечисленное соответствует уровню коммерческих компаний. Сотрудникам доступны и гибридный формат работы, и полная удаленка. Выплаты стабильны и всегда происходят точно по графику, а их размер соответствует рынку: подразделение по работе с персоналом постоянно ведет мониторинг, и если зарплаты по каким-то позициям отстают, то их повышают.
Есть и необычные «профильные» бенефиты. Во-первых, это 50‑процентная скидка на услуги собственного медицинского центра для сотрудников и их близких. Здесь можно сдать анализы и пройти прием врачей. Во-вторых, это расширенный список оплачиваемых выходных: за вакцинацию от COVID-19, а также к различным семейным событиям, включая свадьбу детей. В остальном все как у других: поддержка спорта, свои играющие команды (футбол и волейбол), 34‑дюймовые мониторы по желанию и так далее.
Миф № 4. Возможности обучения и развития
Миф. Мало обучения за счет работодателя, медленный профессиональный и карьерный рост.
Реальность. Если сотрудник хочет изучить новую технологию и она полезна для рабочих задач, компания оплачивает нужный курс без «ученического договора». За этот год внешнее обучение прошли более трети сотрудников ИТ-департамента! Также сотрудники регулярно участвуют в профильных конференциях, таких как PHP Russia, Golang Conf и Podlodka. Внутри компании можно учиться у наставника: менторинг оплачивается по специальной программе, каждому новичку на время адаптации обязательно назначается наставник.
Когда сотрудник вырос и стал решать более сложные задачи, то он сам или его руководитель инициируют рост в должности (и выплатах). За год повышение в должности получили почти 20% сотрудников ИТ-департамента: треть из них заняли руководящие позиции, остальные выросли в грейде.
Также можно горизонтально: поменять проект, направление и даже специализацию. У нас есть закрепившаяся практика, когда ребята из технической поддержки переходят в разработку или тестирование. Каждым важным решением всегда занимаются, как минимум, два специалиста. Если один из них начинает уставать и выгорать, не проблема перейти на другие задачи, где он будет более вовлечен и эффективен.
Резюме
ИТ-департамент ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора — это стабильно растущая, но пока еще компактная структура. Каждый сотрудник — не винтик в корпоративной махине, а заметный и самостоятельный специалист, который влияет на решения команды и видит свой вклад. Работа с современным стеком технологий на стыке ИТ, бизнеса, медицины и науки дает необычный и разносторонний опыт. И, как шутят внутри, чистит карму: каждый релиз помогает людям заботиться о своем здоровье, а иногда и позволяет спасти тысячи жизней в масштабе всей страны.
Если вы тоже считаете, что это достойная миссия для айтишника, — присоединяйтесь!