Немассовый подход к массовому персоналу. Компания «РЖД» впервые объявила свою номинацию в Премии HR-бренд

В условиях уже не метафорической, а вполне реальной борьбы за кадры бизнес помогает бизнесу. Парадокс? Нет. Сегодня эффективные HR-практики и лучшие решения появляются скорее не как результат острой конкуренции за людей, а как продукт взаимной поддержки компаний и следствие коллаборации идей. Пример тому Премия HR-бренд и её специальные номинации, которые одни работодатели учреждают, чтобы другие имели возможность представить свой опыт решения кадровых задач и вдохновить этим рынок труда. Продолжаем рассказывать о спецноминациях 2023 года и представляем вам нового партнёра Премии — РЖД — и его номинацию «Для людей дела».
Дарья Скорых
Дарья Скорых
автор статей

Драматический уровень дефицита кадров на российском рынке труда — это общая реальность и глобальный вызов для всего бизнеса, но каждая компания справляется с этим по-своему, исходя из корпоративного бэкграунда, специфики деятельности и индивидуальных потребностей. И номинации Премии, в том числе специальные, стабильно служат HR-компасом для многих на этом пути, не только отражая тенденции рынка, но и подсказывая, как можно реагировать на них.

В 2023 году стало ясно, что компаниям в сферах с массовым наймом приходится особенно сложно: спрос на людей постоянный и только растёт — сотрудники, и не просто несколько, а минимум несколько сотен, нужны здесь и сейчас. Это касается и транспортной отрасли. Большинство работодателей в этой индустрии стремятся поставить работу с массовыми позициями на поток, сделать её автоматизированной, централизованной и системной, но при этом не превратить в конвейер. Ведь тренд на человекоцентричность остаётся и набирает силу — неважно, взаимодействуете вы со штатом «штучных» специалистов или же нанимаете и стараетесь сохранить линейный персонал. Готовность работодателя вкладывать силы и время в благополучие сотрудников решает многое не только в беловоротничковой среде, но и среди синих: всем одинаково хочется ощущать себя счастливым и защищённым перед неизвестностью.

В то же время, чем больше людей в компании требуют заботы и внимания, тем больше задач у её HR-департамента. В компании «Российские железные дороги» знают об этом из личного опыта, поэтому решили найти лучшую практику на рынке и рассказать о ней другим. Собрав в едином поле кейсы работодателей, которые не просто разгадали, как результативно закрывать однотипные позиции, но и поняли, как действовать нетипично, чтобы сотрудникам с одинаковым функционалом было интересно работать, удавалось профессионально расти и не хотелось уходить.

Из участников в партнёры Премии HR-бренд

Один из крупнейших работодателей страны — РЖД — с Премией давно, но в партнёрском амплуа впервые. Перед тем как самой стать трендсеттером и оценивать старания коллег на HR-поприще, компания много лет наращивала собственную компетентность и не раз проходила путь номинанта с интересными и актуальными проектами. В 2020 году холдинг оказался в числе финалистов с проектом «Страна железных дорог», представив программу массового привлечения, профориентации и целевого обучения подростков. А в 2021 году объединил все имеющиеся ресурсы и за несколько недель перестроил процесс найма, чтобы в сжатые сроки привлечь рекордное число рабочих для модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. С кейсом «БАМ 2.0 — как за лето нанять 5000 человек на стройку века» он вышел в финал Премии.

Сегодня РЖД, в штате которой в разных регионах присутствия работает 900 000 человек 150 профессий, продолжает углублять и расширять подходы к поиску и вовлечению людей, а теперь ещё и аккумулирует вокруг себя опыт других.

Немассовый подход к массовому персоналу. Компания «РЖД» впервые объявила свою номинацию в Премии HR-брендЕжегодно мы принимаем более 80 000 новых работников. 80% из них — производственный персонал, в первую очередь представители рабочих профессий. Реальность формирует непростые вызовы для большинства работодателей, особенно когда речь идёт о компаниях, где много массовых вакансий. А значит, появление нашей номинации — не дань тренду, а эффективный инструмент совместного поиска решений на рынке труда. Мы считаем важным поддерживать экспертную среду, где каждый сможет извлекать пользу для себя. В первую очередь обмениваться информацией и лучшими практиками с другими работодателями.
Станислав Сугак, начальник центра бренда работодателя и развития человеческого капитала, РЖД

Говоря о партнёрстве с Премией HR-бренд, в РЖД относятся к этому как к ситуации, в которой выигрывают абсолютно все, а не только лишь тот, кому достанется статуэтка.

Немассовый подход к массовому персоналу. Компания «РЖД» впервые объявила свою номинацию в Премии HR-брендПремия HR-бренд — это возможность (для нас лично) расширить профессиональный кругозор. А для участников — ещё один способ поделиться с сообществом своими замыслами и проектами, которые позитивно влияют на имидж рабочих профессий. С учётом сегодняшней непростой ситуации на рынке труда это важнейшая задача. Участвуя в Премии, каждая компания может получить новый опыт и импульсы для развития бренда работодателя и улучшения условий труда.
Станислав Сугак, начальник центра бренда работодателя и развития человеческого капитала, РЖД

Новая спецноминация появилась не только для координации, нетворкинга и тиражирования классных идей в HR-сообществе, но и для того, чтобы навести зум на фундаментальные смыслы. А они все — вокруг людей.

Немассовый подход к массовому персоналу. Компания «РЖД» впервые объявила свою номинацию в Премии HR-брендНадеемся, что эта спецноминация вдохновит другие компании внедрять эффективные методы привлечения, мотивации и обучения массового персонала. Мы постарались отразить в её названии и содержании те ключевые идеи, на которых строятся HR-процессы в РЖД. Главная мысль в том, что все наши работники — про реальные дела. Все они ежедневно вносят весомый вклад в достижение масштабных целей компании: прокладывают километры железнодорожного полотна, управляют локомотивами, следят за безопасностью движения и так далее. Не устану повторять, что значительная часть огромной команды РЖД — это рабочие. Благодаря им железнодорожная отрасль уже более 186 лет успешно работает и развивается. Нам как работодателю важно создавать благоприятную среду для таких людей. Быть для них местом силы. Поэтому «Для людей дела» — это и про заботу о людях, и про уважительное отношение к их труду.
Станислав Сугак, начальник центра бренда работодателя и развития человеческого капитала, РЖД

Как оцениваются проекты

В этой номинации её авторы ожидают увидеть заявки от компаний, которые уже реализовали идеи по привлечению, адаптации, развитию, мотивации и обучению массового и линейного персонала, и это дало свои плоды. Работы конкурсантов партнёр будет оценивать, опираясь на пять критериев, разработанных специально для этого.

  • Влияние проекта на условия труда линейного персонала
    Эксперты обратят внимание на степень позитивных изменений в работе персонала массовых профессий и проследят их динамику по всем пунктам — от мотивации и корпоративной культуры до организации и режима труда.
  • Масштаб или охват реализации
    В этом контексте оценят число участников проекта и то, насколько с его помощью удалось вовлечь персонал, а также региональную представленность проекта и его потенциал для масштабирования.
  • Оригинальность метода
    Само собой, важны инновационность и уникальность подходов, используемых в проекте.
  • Эффективность реализации
    Необходимо доказать, что проект сработал, и показать, как именно, представив его качественные и количественные результаты в презентации.
  • Повышение престижа рабочих профессий
    Это факультативное условие, но если проект помогает формировать позитивный имидж рабочих и массовых профессий и повышает интерес соискателей к ним, то компания получит преимущество.

Безусловно, в проектах и их позиционировании решающих деталей много: сама идея и её прочтение, революционность исполнения, креативность подачи. Но, учитывая совокупность всех этих факторов, важно не забыть о главном — исчерпывающих данных о результатах всех этих усилий. Чем точнее и подробнее будет информация о том, как проект повлиял на жизнь внутри компании и отразился на её положении на рынке труда, тем убедительнее он будет звучать для экспертов.

Немассовый подход к массовому персоналу. Компания «РЖД» впервые объявила свою номинацию в Премии HR-брендНаше кредо — реальные дела. Вот и в оценке проектов мы будем в первую очередь смотреть на фактические итоги. Какие позитивные изменения удалось внедрить? Как проект повлиял на ситуацию в компании? Оценивать будем комплексно: важны как бизнес-показатели, так и польза для конкретных людей — работников компании или соискателей. Также важна новизна используемых методов. В условиях высокой конкуренции за кадры нестандартный взгляд на привычные процессы просто необходим, ведь привычные схемы давно не работают.
Станислав Сугак, начальник центра бренда работодателя и развития человеческого капитала, РЖД

Совсем скоро в РЖД получат от номинантов все материалы проектов и приступят к выбору лидера в номинации. Его имя объявят на церемонии награждения в конце мая.

А рекомендации компании к проектам уже сейчас можно использовать как инструкцию к действию, если у вас в планах на следующий год попасть не только в ожидания целевой аудитории сотрудников и соискателей, но и в ожидания организаторов Премии и стать её победителем. Регистрация на Премию HR-бренд 2024 откроется в июне, не пропустите!

И наконец, вместо постскриптума — ещё один совет от нашего нового партнёра, применимый для любой HR-идеи, потому что он вне времени и трендов!

Немассовый подход к массовому персоналу. Компания «РЖД» впервые объявила свою номинацию в Премии HR-брендКак показывает опыт компании «Российские железные дороги», прежде всего важно создать атмосферу взаимопонимания и доверия в коллективе. Нужно уважительно относиться к каждому работнику, независимо от его должности. Один из принципов нашей корпоративной культуры звучит именно так: «Делаем, уважая людей». Сотрудников нужно слышать и учитывать их мнения, доказывать это реальными делами. Вот, пожалуй, главное, что важно соблюдать в работе с персоналом любой компании.
Станислав Сугак, начальник центра бренда работодателя и развития человеческого капитала, РЖД

К другим статьям