3 способа манипуляции, которые часто используют сотрудники
1. Лесть
Самый распространённый способ манипуляции, к которому чаще всего прибегают в рабочей среде. Налить мёда и потом попросить поблажку, повышения зарплаты, отпуск вне графика или дополнительный выходной. Или просто подсадить на приятные слова, чтобы начальник чаще общался с вами с целью получения лести, которая так нравится людям с низкой самооценкой.
И вот Андрей Викторович и Анна Валерьевна сразу идут на уступки. Ведь как не оказать протекцию такому приятному сотруднику, который один из немногих действительно ценит своё начальство?
Что делать?
Сделать всё, чтобы прогнать эти морок и очарование. Даже ущипнуть себя, если понадобится! Важно понимать, что лесть не бывает бескорыстной, в отличие от комплимента. Комплимент — это заслуженная похвала, а лесть — преувеличенная. Даже если вы считаете себя отличным руководителем, вы уверены, что Миша, который третий месяц подряд не выполняет план продаж и в четвёртом месяце тоже, скорее всего, недотянет, искренне говорит вам о вашей гениальности? А Леночка, собирающаяся сидеть ночь над отчётом, потому что впечатлилась тем, как вы её разнесли за элементарные ошибки, потом не попросит отгулы и поблажки.
2. Маркировка коллег
Для того чтобы выделиться в глазах руководителя, манипулятор старается принизить других сотрудников. Создать определённое впечатление о них в глазах шефа. Для этого сотрудникам как бы приклеиваются ярлыки с отрицательными характеристиками. Делается это вскользь при упоминании того или иного человека:
Это не в качестве доноса говорится, а так, как бы между прочим. С сожалением, порой даже с горечью. И с определённой регулярностью, а капля, как известно, камень точит. И в итоге рисуется картина, что в отделе только и есть один нормальный сотрудник — этот самый манипулятор. Только на него и можно положиться начальству.
Что делать?
Не верить всему, что говорят, — первое правило любого руководителя. Думать о том, зачем всё это говорится. Какая цель у говорящего. И перепроверять информацию в других источниках. И, если понимаете, что вами пытаются скрыто управлять, нужно спокойно, но твёрдо остановить манипулятора словами:
3. Сделай сам
Сотрудник не хочет или не может выполнить задание самостоятельно, поэтому постоянно пытается подключить к его выполнению своего руководителя.
Он сам заключил с ними договор на условиях постоплаты. Сам получит комиссионные с этой сделки. Но неприятную часть по получению денег хочет переложить на начальника, апеллируя к своему низкому статусу.
А ещё есть руководители, которые любят заниматься микроменеджментом: контролировать любые мелочи и совать свой нос даже в самые малозначимые процессы. И ленивый сотрудник тут как тут: сдаёт недоделанную работу близко к дедлайну. Вы ему указываете на то, что нужно доделать. Он отвечает, что не знает, как это решить. Вы настаиваете. Он уходит. И уже совсем перед дедлайном приносит опять недоделанное. Вам легче доделать за него самому, чем снова объяснять и ждать. А ему только это и надо.
Что делать?
Менеджеру по продажам, например, обязательно напомнить, что комиссионные он получит за сделку в полном объёме, а значит, должен довести её до конца. А если не сможет и деньги выбивать придётся вам, то и комиссионные вы у него заберёте, потому что продажа заключается не в том, чтобы заключить договор, а в том, чтобы деньги пришли в компанию.
И забрать надо все комиссионные, потому что если заберёте половину, то это может понравиться вашему продавцу — делать только лёгкую часть работы за половину оплаты, а всю неприятную сторону отдавать вам. Но у вас есть своя работа. И она совсем не в том, чтобы помогать нерадивым менеджерам выбивать долги.
С любителем недоделанных дел я бы рекомендовал поступать так же — работа выполнена на 70 процентов, значит, и оплата корректируется на такую же сумму. Штрафы это будут или лишение премии — посоветуйтесь с юристом.
А в случае повторов такой ситуации надо с таким сотрудником завести разговор о его компетенциях, в которых возникают серьёзные сомнения.
Важно помнить, что с манипуляциями сталкивается каждый и в этом нет чего-то экстраординарного. Однако распознавать уловки сотрудников необходимо, чтобы отдавать предпочтение действительно сильным сотрудникам, а не льстецам, из-за которых компания может нести убытки.
↩ К другим статьям