Премия HR-бренд 2023 глазами экспертов: тренды и фокус в проектах участников
За каждой из семи основных номинаций Премии закреплён свой пул экспертов — представителей компаний из самых разных отраслей, с большим уровнем опыта и компетенций в вопросах работы с персоналом. Традиционно они первыми просматривают работы участников и отбирают из них финалистов, среди которых позже жюри определяет лидеров. На общей встрече в этом году эксперты устроили масштабный оценочный брейншторминг. Вместе они выбрали HR-решения с приставкой «WOW» и выделили особенности видения и подходов в проектах каждой номинации.
По итогам этой работы мы собрали основные тезисы, которые могут помочь бизнесу объективно взглянуть на рынок труда, а также задать вектор на будущее в работе с человеческим капиталом, сделать свою HR-функцию ещё более прицельно точной, а возможно, и стать обладателем Премии в следующем году.
«Мир»
На фоне геополитики эта номинация Премии HR-бренд стала менее многочисленной, но всё же продолжает уверенно существовать. По оценкам экспертов её наполнение хотя и сокращается количественно, качественно по-прежнему удивляет — в хорошем смысле! Компании с международной пропиской продолжают заботиться о своих людях, невзирая на то, что уровень сложности многих процессов удваивается. Более того, в предложенных обстоятельствах они умеют видеть не только базовые потребности персонала и закрывать их, но и смотреть на HR-функцию гораздо шире.
Если в прошлом году конкурсные проекты в основном касались попыток бизнеса выйти на новые рынки, а также перезагрузки и выстраивания рабочих цепочек в связи с этим с нуля, то в этом году такие игроки сосредоточены скорее на профессиональном и личностном росте своих сотрудников. Для этого они создают разные платформенные продукты, используют цифровизацию, коучинг и много времени уделяют индивидуальным трекам развития в командах. Отдельным сильным инструментом в этом контексте становится искусственный интеллект.
В то же время многие участники в номинации «Мир», как и во всех остальных, ищут новые рычаги для удержания и вовлечения сотрудников, поэтому часть проектов — это новый взгляд на смыслы и ценности компаний.
«Федерация Гранд»
По мнению экспертов, нестабильный и кадрово дефицитный для рынка труда период крупнейшие компании используют как трамплин для перемен. Они не боятся трансформироваться с размахом: менять маркетинговые стратегии, стратегии привлечения кадров, заниматься ребрендингом, обновлять культуру и позиционирование. А главное, делать это открыто, тем самым влияя на свои HR-процессы и устанавливая новые бенчмарки и ориентиры в индустрии.
Среди трендов номинации также остаётся well-being, но такие программы становятся более осознанными, персонализированными и приближёнными к реальным желаниям сотрудников. Речь уже не про фитнес и йогу для всех, а про инициативы, связанные с психологией взаимоотношений, ментальным здоровьем, социальным влиянием и так далее.
Одновременно с этим в таких компаниях маркетинг всё больше проникает в HR-практики, а концепция «сотрудник или кандидат как пользователь» набирает силу. Всё, что позволяет привлечь покупателя или потребителя и заполучить его лояльность, похожим образом работает и с соискательской аудиторией, поэтому в HR-кейсах путь кандидатов и сотрудников теперь чаще соотносят с клиентским.
В зоне интересов здесь остаются найм и сохранение массового персонала, а также амбассадорство — только теперь рупорами компаний становятся не их же сотрудники-активисты, а известные блогеры. Они, к примеру, испытывают работу вахтовым методом на себе, погружаясь в жизнь компании, чтобы показать её другим изнутри.
«Федерация»
В этой номинации на первый план выходит безопасность сотрудников. Эйчары и руководители компаний сосредоточены на развитии софт-скилов своих специалистов в этой области и подключают к таким задачам нейросети. На технологии они полагаются и в борьбе с кадровым голодом — автоматизация процессов сохраняется в топе трендов Премии уже несколько лет.
Через проекты номинации также хорошо прослеживается, насколько важную роль играет бизнес и HR-партнёрство. О том, что HRD берут на себя роль стратегов и аналитиков и именно они становятся проводниками главных изменений в компании, говорят во всём HR-сообществе, а отдельные участники Премии подтверждают это на практике.
Ещё одна заметная тенденция среди проектов номинации «Федерация» — социально значимые идеи. Компании развивают не только программы, нужные их командам, но и те, что сделают жизнь общества лучше. Эксперты отмечают рост благотворительных, экологических, зоозащитных и других инициатив, органично вплетённых в HR-политику компаний.
«Регион»
В этом году проекты, реализованные в регионах, часто звучат как альтернативное прочтение идей, которые кто-то уже воплотил в жизнь. И эксперты находят в этом немало плюсов: рынок насыщается большим количеством HR-практик, а поскольку конкуренция высокая — и в Премии, и за персонал — каждый старается сделать проект на высшем уровне, креативно упаковать его и точно понимает, что для этого нужно. Это ни в коем случае не вторичность идей, а скорее их естественное развитие, выход на новый уровень качества. Эксперты подчёркивают, что в региональных компаниях умеют правильно работать с HR-повесткой и доводить практики до совершенства.
Что касается конкретной направленности проектов, в номинации особенно заметна работа с социальными смыслами и прослеживается курс на популяризацию профессий — самых разных.
«Столица»
О повышении престижа ряда профессий задумались и претенденты на награду в номинации «Столица». Самые заметные и яркие проекты посвятили решению этой задачи, а также привлечению внимания к синеворотничковым специальностям — это одна из самых востребованных категорий соискателей сегодня, поэтому за её интерес борются многие игроки. Вместе с тем фокус в кейсах и на обучении персонала, его подготовке с нуля, а также вовлечении сотрудников через семейные мероприятия.
«Северная столица»
Кроме того, что участники номинации «Северная столица», как и многие другие, представили свой опыт найма и удержания в производственном секторе, сфере услуг и рабочих специальностей, основным приоритетом HR-функции они сделали человека. А вокруг него выстроили все процессы — качественной адаптации, обучения, наставничества, разработки карьерных треков, заботы о его благополучии и так далее.
Другая сторона тренда на человекоцентричность, которую авторы подсветили в кейсах, а эксперты заметили — это то, что крупным госкомпаниям, вопреки мифам, также не чужды культура «с человеческим лицом» и современный HR-подход. Как любому продвинутому и открытому работодателю, им важно давать людям то, что тем действительно нужно для уверенной и устойчивой позиции внутри компании. Дополнительно эксперты номинации обратили внимание на растущую в командах увлечённость спортом и интеллектуальной деятельностью.
«Малый бизнес»
Говоря о трендах среди небольших частных компаний, эксперты ещё раз напомнили, что HR-креатив не всегда равно большой бюджет. Среди проектов они увидели идеи со скромным финансированием, но реализованные благодаря свободному и нестандартному мышлению. Более того, продукт, который получился у компаний в результате этого, теперь влияет не только на их сотрудников и успешность бизнеса, но и меняет качество жизни городов, в которых они находятся.
Территориальная значимость проектов — в принципе самостоятельная отличительная черта кейсов в этой номинации. Предприниматели стараются повысить узнаваемость своего работодательского бренда и одновременно изменить городскую среду.
В то же время другие представители этой категории, напротив, стали тратить больше денег на HR-нужды. В частности, вкладываться в well-being-инициативы — раньше позволить себе это могли в основном отраслевые гиганты.
Своеобразным золотым стандартом в малом бизнесе стала и автоматизация. Люди там всё чаще задумываются, как передать часть работы роботам и умным системам, чтобы рутины в компании было меньше, а времени на стратегии, в том числе кадровые, — больше.
___________________
Возможность стать свидетелем церемонии награждения