Пять рекомендаций для руководителя по поддержанию ментального здоровья сотрудников
Для многих руководителей тема поддержки ментального здоровья членов команды является новой и незнакомой. Ограниченные знания по теме, а также отсутствие навыков оказания первой психологической помощи снижают уверенность и эффективность руководителя, которому нужно минимизировать риски снижения работоспособности сотрудников.
Подготовили рекомендации по поддержанию ментального здоровья коллектива.
1. Мониторьте состояние команды
Мониторить ситуацию необходимо в разрезе всей команды и каждого сотрудника в отдельности. Для этого следует знать типичное поведение своих подчинённых, чтобы легко распознать разницу. Обратите внимание на ряд признаков, которые свидетельствуют, что нужно вмешаться в ситуацию, предложить помощь и поддержку сотруднику. В основном это четыре группы факторов, которые укажут на то, что с сотрудником что-то не так.
Эффективность на работе | Взаимодействие с людьми | Характеристики поведения | Внешние признаки |
---|---|---|---|
• Снижение качества работы • Срыв сроков • Увеличение количества ошибок • Потеря интереса • Недостаток внимания, концентрации • Избегание ответственности • Отсутствие инициативы | • Повышенная склонность спорить • Конфликтность • Эмоциональные всплески • Колебания настроения • Склонность к самоизоляции, отстранённость • Чрезмерная критика, скептицизм | • Частые проявления болезненного поведения (насморк, кашель, головная боль) • Нерасторопность • Оцепенение или сонливое поведение • Частое отвлечение на очных и онлайн-встречах • Снижение участия в работе, встречах | • Ухудшение внешнего вида, гигиены • Мятая или грязная одежда • Неразборчивая речь • Красные/стеклянные глаза • Рабочее место замусорено , загрязнено, не убрано • Усталый внешний вид |
Чтобы точно понять, когда стоит вмешаться, можно использовать оценку изменений по 10-балльной шкале по трём пунктам:
- Длительность. Если сотрудник проявляет нетипичное для него поведение более двух недель, стоит с ним поговорить.
- Интенсивность. Насколько значимо, интенсивно, ярко проявляются изменения, нетипичное поведение сотрудника.
- Влияние на работу. Если результаты работы сотрудника ухудшаются, это могут быть качественные или количественные показатели.
Если в совокупности получилось более 15 баллов, нужно инициировать разговор.
Пример. При снижении интереса подчинённого к работе вы начинаете мотивировать сотрудника — можете дать ему возможность поучаствовать в новом проекте, расширяете его полномочия или функциональные обязанности из благих убеждений. При этом подчинённый соглашается и может продолжать работать на износ, в ущерб своему здоровью. Поэтому важно уметь распознавать признаки эмоционального выгорания и вместо увеличения обязанностей и интересных проектов обсудить с сотрудником, что будет для него действиями, которые улучшат его самочувствие и вернут ощущение интереса к работе.
Сниженная мотивация и потеря интереса к работе не должна сопровождаться увеличением других привлекательных задач для сотрудника, если речь идёт об эмоциональном выгорании. Сначала сотруднику необходимо восстановиться, поэтому ваша задача не мотивировать и вовлекать сотрудника в новые проекты, а помочь ему справиться с текущей работой, расставляя приоритеты, выделяя ресурсы и проверяя движение к результату.
В качестве профилактики сложностей с ментальным здоровьем можно рекомендовать регулярный отдых и восстановление, которое происходит вне работы, а это вечера и выходные, проведённые с максимальной пользой для организма. Забота о режиме сна, питании, физической активности, сокращение сахара и алкоголя поддерживают организм и уровень необходимой энергии.
2. Будьте в курсе политики, процедур и возможностей компании
Помимо мониторинга ситуации в команде, необходимо знать, какие программы по поддержке здоровья и льготы предоставляет компания, а также какие есть политики и процедуры, помогающие регулировать сложности с ментальным здоровьем у сотрудников. Например, есть ли возможность предложить сотруднику более гибкий график на какое-то время.
Транслируйте сотрудникам, какие программы по поддержке здоровья и благополучия, льготы им доступны от компании. Психологическая помощь, комплексные программы поддержки сотрудников, вебинары, нацеленные на помощь сотрудникам и их ментальному здоровью.
Все инициативы и программы компаний в отношении ментального здоровья должны соотноситься с процедурами и политиками компании в отношении к здоровью сотрудников, например описывать предоставление сотрудникам гибкого графика работы, возможности работать из дома, удалённо или взять длительный перерыв, выделение отдельного рабочего места, для чего можно на время пересадить сотрудника из общего пространства. Необходимо знать, какие у вас есть инструменты и какие изменения возможны, поэтому важно создавать политики и процедуры, мануалы, помогающие регулировать действия руководителя, чтобы у вас было на что опереться. Это придаёт уверенность, а не желание оттягивать время и подождать, пока всё само разрешится.
Пример. Программа поддержки сотрудников может быть одним из инструментов по мониторингу и поддержке эффективности персонала. Это комплексная программа, которая помогает сотруднику справиться с проблемами личного или рабочего характера с помощью консультирования и вернуться к своему эффективному состоянию.
3. Пройдите специализированное обучение и организуйте его для команды
Если у вас ограниченные знания и навыки в теме ментального здоровья, чему стоит учиться и какие программы будут полезны?
В последнее время в обучении выделяют несколько направлений, которые связаны с получением актуальных знаний по этой проблеме в бизнес-среде и умением оказать помощь команде.
Позволит разобраться, что такое ментальное здоровье, как его поддержать, какие есть профилактические методы и на какие риски нужно обратить внимание в работе сотрудников. Иногда между ментальным здоровьем и благополучием ставят знак равно, и это неслучайно. Ментальное здоровье включает в себя аспекты физического и эмоционального здоровья, поведенческую и социальную составляющую.
Эта тема отчасти продолжает предыдущую. Однако в ней акцент на оказании помощи. Руководителям необходимо осваивать новые навыки, которые позволят эффективно реагировать на сложности, связанные с ментальным здоровьем. Необходимо также знать, что делать в кризисных ситуациях, таких как панические атаки, суицидальные мысли, агрессивное поведение.
Умение руководителя поддерживать и развивать безопасную психологическую среду в коллективе даёт возможность сотрудникам придумывать и рассказывать о новых идеях, решениях, брать на себя ответственность и чувствовать себя комфортно, высказывать своё мнение и не бояться допустить ошибку. Как этого добиться, что необходимо мониторить и с какими сложностями может встретиться руководитель, можно узнать на этом тренинге. Он, как и другие, построен на научных исследованиях и основательно входит в бизнес-среду.
Руководитель ответственен не только за безопасную психологическую среду, но и за минимизацию взаимодействия, которое одним словом можно описать как травлю. Травля, унижение, неуважительное общение направлено на одного сотрудника, который является в такой ситуации жертвой. Упуская из виду сотрудников, вы повышаете риски для команды, эффективные сотрудники могут уходить из коллектива, часто не распространяясь, что стало реальной причиной ухода.
Руководителям всё чаще и чаще приходится говорить на сложные темы с подчинёнными, обсуждать деликатные аспекты, которые могут затрагивать личные вопросы. Тема личных границ помогает определить свои границы и понимать, как их отстаивать, как коммуницировать, а также даёт понимание в отношении личных границ других людей.
Помимо прохождения обучения самому, важно выделить бюджет на организацию обучающих сессий для сотрудников. Для того чтобы они могли как можно быстрее понять, что с ними происходит, им тоже важно повышать свои знания о ментальном здоровье. В этом могут помочь обучающие сессии по теме, направленные на повышение осведомлённости и осознанности, снижение стигматизации.
4. Развивайте безопасную психологическую среду
Развитие атмосферы доверия и психологической безопасности в коллективе поможет сотруднику более открыто говорить о сложностях и ошибках, а вам — видеть основные риски и возможность сократить путь от проблемы к решению.
В команде, где можно ошибиться и не потерять репутацию и уважение, есть больше пространства для инноваций, креатива и эффективного внедрения изменений. Психологическая безопасность рождает ощущение доверия, сохраняет лояльность к компании и снижает риски появления проблем с ментальным здоровьем сотрудников. Это не набор отдельных мероприятий, которые проводятся время от времени, это ежедневная работа с подчинёнными, решение конфликтных ситуаций в команде и личная реакция руководителя на сложности, с которыми к нему обращаются.
Пример. Вы излишне критикуете идеи подчинённых, максимально берёте инициативу на себя, не принимаете идеи и мнения подчинённых всерьёз. Такой подход иссушает водоёмы идей. Мозг сотрудника воспринимает критику начальника, коллеги как угрозу благополучию и стабильности, а иногда и жизни. Миндалевидное тело запускает реакцию «бей, замри, беги», снижая эффективность мыслительной деятельности. Именно тогда, когда мы ждём от подчинённых больше идей и размышлений, критикуя их, они утрачивают способность мыслить так продуктивно, как могли бы.
Невозможность высказать своё мнение, быть услышанным, принятым в коллективе снижает лояльность, эффективность командной работы, повышает тревогу и стресс. В текущей ситуации сотрудники и так испытывают повышенное напряжение, ситуация изменений и неопределённости не даёт сотрудникам почувствовать себя спокойно, лишает привычной стабильности и надёжности. На этом фоне растут страхи, тревоги, переживание опасности, и сотрудники всё чаще задаются вопросами, когда это кончится и зачем мне всё это нужно? Излишнее напряжение на работе может перерастать в хронический стресс, а затем в эмоциональное выгорание, поздние стадии которого часто приводят к потере трудоспособности, когда единственным выходом является уход с работы или её смена.
5. Поддерживайте своё состояние
От вашего состояния зависит многое в команде. Вы можете оказывать влияние на работу команды в целом, особенно проявляя интенсивные эмоции, которые вызывают дискомфорт, снижают рабочую атмосферу, заставляют сотрудников чувствовать неуверенность и повышают конфликтную обстановку. Известно, что забота о других начинается с заботы о себе. Продемонстрируйте подчинённым, насколько важно поддерживать своё состояние, и расскажите, какие способы вы сами используете.
Пример. Можно обращаться за помощью к психологу, не нужно терпеть или стараться самому помочь себе. Во многих компаниях существуют комплексные программы, позволяющие решить широкий спектр проблем, вызывающих стресс и тревогу.
Вам необходимо отслеживать эмоциональные реакции и состояние, когда вы принимаете решения и/или общаетесь с командой. Излишняя уязвлённость, чувствительность и эмоциональность могут дать обратный эффект и вместо поддержки команды подчинённые будут успокаивать вас. Перед встречей с командой в сложный период настройтесь и в течение 5–10 минут переключитесь на работу с подчинёнными. Освободитесь от излишнего груза впечатлений предыдущей встречи, проблем, накопившихся за целый день, выпив чашку чая или воды, послушав любимую мелодию, посмотрев забавный видеоролик. Можно выбрать любое действие, которое поможет вам переключиться на работу с командой и продуктивно провести встречу.
✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru↩ На главную блога